Оман и султан Кабус бин Саид Часть 2
Музыка, красота, творчество
Познания султана в области музыки были очень значительны. Когда я встречался с султаном, на мой вопрос, кто из русских композиторов близок ему, он не раздумывая ответил: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. И тут же добавил: «Мне нравятся многие европейские композиторы – например, финский Сибелиус. Кроме того, Брамс, Бах, Эльгар, Олсон. Прежде всего классика. Но я наслаждаюсь и народной музыкой разных стран и континентов – польками, румынскими и арабскими танцевальными мелодиями...
Я не могу отдать предпочтение какому-то одному направлению или отдельным произведениям. Меня привлекает музыка Андалусии, турецкая и иранская музыка, многое в индийской и африканской музыке. Разумеется, я очень люблю музыку разных арабских стран, например, Йемена и стран залива. Оманская музыкальная культура развивалась под воздействием многих других культур – Индии, Белуджистана, Африки. Наша музыка чрезвычайно многообразна и выразительна. К счастью, в Омане прекрасно сохранились исполнительские традиции, и я стараюсь всеми силами способствовать их развитию. Но на этом мы не замыкаемся. У нас созданы оркестры всех основных типов – симфонический, военный, джазовый и т. д.
Я надеюсь, что все эти усилия по развитию музыки приведут к осуществлению моей цели – подъёму культурного уровня народа в целом и музыкального образования в частности».
Сформированный благодаря участию султана Оманский симфонический оркестр сегодня достиг зрелости, входящие в него музыканты прошли обучение в таких признанных центрах мировой музыки, как Вена и Лондон. Развивается музыкальное образование и в султанате, так что у сегодняшних исполнителей растёт достойная смена. Созданы прекрасные оркестры при различных видах вооружённых сил, получившие международную известность. А женский конный оркестр вообще не имеет аналогов в мире. Рассказавший об этом командующий султанской кавалерией бригадный генерал Аль Шахварзи добавил, что при конноспортивном комплексе Мединат аль-Айдиат организован оркестр, состоящий из сотни юных музыкантов, мальчиков и девочек.
Когда у султана выдавались минуты отдыха, он брал лютню и, перебирая струны, импровизировал. Иной раз играл на органе в бальном зале Majan отеля «Аль-Бустан».
Султан Кабус был настоящим знатоком лошадей, он с удовольствием проводил время в прекрасных конюшнях Мединат аль-Айдиат, выстроенных неподалёку от его дворца в Сибе. До недавнего времени монарх занимался выездкой, совершал верховые прогулки. Кабус бин Саид разбирался в вопросах разведения лошадей, его поголовье чистокровных арабских скакунов одно из лучших в мире. В его конюшнях было около 1 200 лошадей, которые содержались в истинно королевских условиях. Неизменный пункт праздничных программ в султанате – верблюжьи бега, где участвуют грациозные животные, аристократия породы, мало схожая с тяжеловесными «грузовиками» пустыни.
Кабус бин Саид получил военное образование, но в его политике не было воинственности. Он обожал цветы – недаром в его честь назван сорт роз, который украшает сады Омана. Один из самых знаменитых парфюмерных брендов Amouage («Амуаж») также имеет оманское происхождение. Изысканный аромат этих духов, созданных на основе натуральных компонентов, покорил весь мир. Одну из основных нот его неповторимой гаммы даёт ладан, смола дерева босвеллия священная, произрастающего на юге Омана. Когда-то добываемое из него благовоние было основой богатства страны: во времена Римской империи гружённые ладаном караваны шли через Аравию, чтобы удовлетворить нужды храмов многочисленных богов, которым поклонялись по всему Средиземноморью.
Созданные по заказу султана Омана знаменитым французским парфюмером Ги Робером, духи Amouage Gold породили со временем целое семейство – сегодня в нём больше десятка названий. Ставшая всемироно известной компания производит сегодня множество элитных парфюмерно-косметических изделий: свечи, кремы, мыло, гели для душа. Продажи ведутся в 52 государствах, а в последние годы Amouage пришёл и в Россию, причём руководители компании очень довольны ростом популярности бренда в нашей стране…
Узнавая разные грани личности бывшего монарха, понимаешь справедливость ещё одной арабской пословицы: «Кто знает благое, сам благой человек». Воистину влюблённость султана в высшие достижения человеческой культуры, его огромные познания в области религии и истории не могли не создавать вокруг него своего рода «поля благости». Его усилия по распространению культуры в народе, сохранению духовного наследия лучше всего свидетельствовали о щедрости властителя, ибо затраты на эти цели никогда не диктовались соображениями экономической выгоды.
Печать высокого эстетического мировосприятия лежала и на его внутриполитической практике, как и на всём, что он делал. Достаточно было побывать на одном из красочных парадов племён Омана, которые устраиваются по случаю Национального дня, чтобы ощутить всю глубину органической связи султана Кабуса с его народом. Ещё более впечатляющи были многонедельные поездки монарха по стране в сопровождении его министров, так называемые meet-the-people-tour, в буквальном переводе – «путешествия для встреч с народом».
Связь с народом
Эти вояжи, не имеющие аналогов в других странах, приобретали постепенно характер ритуала, стали своего рода сессиями большого совета с нацией. Зная, что при самодержавной форме правления реальной властью обладают те, кто имеет доступ к руководителю, султан решил наполнить это положение демократическим смыслом. Кабус бин Саид сделал всё, чтобы стать правителем, доступным народу. Методично объезжая регион за регионом, принимая во время своих встреч с людьми бесчисленное множество прошений и предложений, султан формировал конкретные задания для министерств и местных властей. Через несколько лет маршруты повторялись, и Кабус бин Саид лично осуществлял проверку проделанной работы. Таким образом, чиновничество стало не изолирующей прослойкой между монархом и его подданными, а превратилось как бы в объект контроля и сверху, и снизу.
За время пребывания султана у власти сложилась своеобразная драматургия ежегодных туров по стране. Как всякое действо, это праздник для всех, кто вовлечён в него. Импровизированные триумфальные арки, украшенные портретами монарха и знамёнами, встречают кортеж, который движется по шоссе. За рулём одного из автомобилей Range Rover был сам султан. Вереницы мужчин в белых дишдашах стоят по обочинам, приветственно воздевая руки, дети целыми классами выходят из школ, чтобы приветствовать царственного гостя. То и дело из толпы выбегают женщины и осыпали автомобиль султана лепестками роз. Когда что-то привлекал внимание правителя, он останавливал машину, выходил на дорогу и вступал в разговор с подданными. Часто он заезжал в деревни и на стоянки бедуинов, чтобы осмотреть «объекты развития».
В стороне от селений, посреди пустыни или в предгорье, поросшем редкими акациями, для султана и его свиты заранее разбивался палаточный лагерь. Размещённая неподалёку мобильная воинская часть отвечает за охрану временной резиденции главы государства, по её периметру располагаются посты на бронеавтомобилях со спаренными пулемётами, круглые сутки часовые совершают обходы. Но поодаль под деревьями, спасаясь от лучей солнца, целыми днями сидели группы людей: кто-то надеялся увидеть султана во время выезда, кто-то намеревался передать петицию.
В назначенный день, обычно к вечеру, к лагерю съезжались сотни автомобилей. Самые уважаемые люди окрестных городов и деревень, вооружённые автоматами и с массарами (тонкими тросточками) в руках, степенно шли к большому плацу, заставленному скамьями. Пока ждали султана, вполголоса обсуждали местные новости и политические события.
Когда прибывал Его Величество, все приветствовали его. Следует церемония представления, во время которой монарху приходилось пожать бессчётное число рук и принять множество конвертов с прошениями. После этого султан обращался с речью к собравшимся. Это не ритуальное выступление с трибуны, а скорее размышления вслух, рассказ в кругу друзей о том, что задумано сделать, что не удалось, что тревожит власть. Монарх просил у людей совета, и это действительно была его насущная потребность: многие его решения и декреты рождались после встреч в «народном парламенте».
Наступал черёд людей донести до монарха свои думы и мнения. И опять-таки форма этого обсуждения совсем не была похожа на те, что практикуются на разного рода западных форумах. Султан сидел на скамье, опершись руками на массар, а чуть поодаль по сторонам от него располагались высшие сановники государства.
На скамью напротив султана один за одним садились прибывшие на встречу и говорили по нескольку минут. Султан внимательно слушал, лишь изредка переспрашивая или прося осветить вопрос подробнее.
Встреча завершалась выступлениями местных поэтов, читающих оды, посвящённые султану или повествующие о достижениях родного края. А могло последовать небольшое праздничное действо: звучали флейты, рокотали барабаны, мужчины заводили воинственную песнь, пришедшую из далёких-далёких времён. В неверном свете костров блистали клинки, и танцоры начинали совершать яростные прыжки, размахивая мечами…
Кабус бин Саид и государство
Однако, несмотря на исключительную плодотворность такой формы поддержания контакта с нацией, регулярные туры по стране не стали заменой постоянно действующего народного представительства. Султан, выказавший в первые дни после своего вступления на престол намерение развивать демократические начала власти, не собирался отступать от своего обещания.
На раннем этапе планировалось создание периодически созываемого органа, формируемого путём назначения его членов главой государства. В 1981 г. султан издал декрет об учреждении Государственного консультативного совета (Меджлис аль-Истишари), 17 членов которого представляли вилайеты, 17 были государственными чиновниками, а 11 – представителями частного сектора экономики.
По прошествии нескольких лет султан принял решение о расширении полномочий народного представительства. Вместо небольшого Консультативного совета был учреждён двухпалатный орган Совет Омана, состоящий из Совещательного совета (Меджлис аш-Шура) и Государственного совета (Меджлис ад-Даула). Поначалу они оба назначались, затем перешли к частичным выборам Меджлис аш-Шура на альтернативной основе, и, наконец, стали избирать не только весь состав этой нижней палаты, но и двух её вице-спикеров; только председатель палаты назначался султаном.
Избегая резких перемен, монарх последовательно проводил курс на расширение многоуровневого народного представительства. В марте 2005 г. во время встречи в Хисн-аш-Шумух мы – в развитие мысли о меняющемся мире – заговорили о перспективах Омана. Султан сказал, что главная задача – обеспечить участие людей во всех решениях, касающихся их жизни, – в политике, экономике, даже медицине. Похоже, эта тема уже тогда занимала его больше всего, ибо говорил он об этом долго и экспрессивно. В частности, султан выразил уверенность в том, что прошли те времена, когда где-то наверху узкий круг лиц решал, а всем остальным оставалось лишь выполнять: сегодня встала необходимость всех сделать ответственными, научить самостоятельности. Вторая тема, которой Кабус бин Саид придавал важное значение, – прозрачность принятия решений и системы управления, прозрачность во всём.
Арабские революции современного периода показали, что монарх смотрел далеко вперёд, предугадывая основные требования «разгневанных молодых людей». Именно поэтому Оман оказался впереди других аравийских монархий, пока только рассматривающих возможность избрания депутатов совещательных советов.
В декабре 2012 года в султанате был завершён очередной этап политической эволюции: по всей стране были избраны муниципальные советы. Таким образом, самоуправление стало повседневной реальностью, всё больше полномочий передаётся теперь от государственных структур органам народного представительства. В те дни мне выпала возможность увидеть в действии избирательную систему Омана, услышать оценки происходящего как от простых избирателей, так и от государственных мужей, на чьи плечи было возложено проведение муниципальных выборов.
Характерно, что создание всех этажей народного представительства не привело к упразднению уникального «мегапарламента», созываемого во время поездок султана по стране. Именно в дни подведения итогов выборов было объявлено об очередном meet-the-people-tour. И сегодня Оман продолжает шествие по дороге демократии, но идёт своим, неповторимым путём…
Султан Омана скончался вечером 10 января 2020 г. Но память о нем и его делах навсегда останется в сердцах подданных султаната и всего прогрессивного человечества.
Сергей Плеханов.
Специально для ROYALS magazine