10.12 | SOTHEBY’S | ШЕДЕВР ФЛАМАНДСКОГО БАРОККО СТАНЕТ ТОП-ЛОТОМ АУКЦИОНА «СТАРЫЕ МАСТЕРА»
Лондон | Mitzi Mina: mitzi.mina@sothebys.com | Hanae Rebelo: Hanae.rebelo@sothebys.com
Шедевр фламандского барокко станет топ-лотом аукциона Sotheby’s «Старые мастера»
«Тенирс виконтов Мельбурнов»
«Урожай вина» Давида Тенирса Младшего из частной коллекции не выставлялся в музеях больше века
Лондон, ноябрь 2020 г.: В декабре этого года на торгах Sotheby's будет представлен шедевр XVII века, который в последний раз участвовал в выставке в конце XIX столетия. Выдающееся полотно прославленного фламандского живописца Давида Тенирса Младшего из собрания виконтов Гейджей, передававшееся по наследству с 70-х гг. XVIII века, 10 декабря 2020 года станет одним из главных лотов лондонского аукциона Sotheby's «Старые мастера», где будет продаваться с эстимейтом £3–5 млн.
«Урожай вина» – холст размером 142,4 × 264,1 см. Это самая большая и определенно лучшая из картин кисти Тенирса, появлявшихся на рынке за долгое время. Лишь еще два холста фламандского художника могут сравниться по размеру с представленной картиной, и оба они входят в собрания крупных музеев. «Урожай вина» превосходно сохранился, не в последнюю очередь потому, что переходил по наследству и оставался в одной семье с тех пор, как его купил – предположительно в 70-х гг. XVIII века – Пенистон Лэм, 1-й виконт Мельбурн. В последний раз картина выставлялась в Королевской академии художеств в Лондоне почти 140 лет назад, в 1881 году, и с тех пор крайне редко представала перед глазами зрителей.
Точная датировка картины неизвестна, однако она была написана в Антверпене в середине 1640-х, когда Тенирс находился на пике своих творческих сил. Мужчина, поднимающий бокал в правом нижнем углу картины, разительно похож на самого Тенирса – возможно, это автопортрет художника в возрасте около 35 лет. Главные действующие лица, винодел и виноторговец с семьей расположены живописцем в центре холста. Они наделены приметными чертами и выполнены в энергичной и в высшей степени уверенной манере. Их лица выписаны в мельчайших подробностях, и поэтому можно предположить, что это портреты реальных людей.
Эндрю Флетчер, глава департамента «Старые мастера» Sotheby's, сказал: «Шедевры важных художников в последнее время крайне редко появляются на рынке, поэтому мы особенно рады предложить произведение одного из самых известных и авторитетных живописцев фламандской школы XVII века, прославившегося жанровыми сценами и пейзажами. Тенирс не часто писал такие большие полотна, но у него получилось создать поразительный по цвету и силе воздействия холст. Исполненная с изумительным мастерством, эта картина – одна из вершин живописи фламандского барокко, вышедшая из-под кисти одного из лучших его представителей, и прославление самой Фландрии».
Давид Тенирс Младший еще при жизни прославился картинами, живо изображающими жизнь крестьян XVII столетия. Детально выписанные уверенной рукой художника центральные персонажи, исполненные в бойкой, энергичной манере гуляки на заднем плане – все это детали одной из лучших картин Тенирса, воспевающей повседневную жизнь рабочего класса XVII века. Внушительный размер полотна дает простор для развернутого повествования. Здесь в полной мере развернулся удивительный талант Тенирса-рассказчика. В отдалении мы видим сборщиков винограда, несущих тяжелые корзины с урожаем вдоль берега реки. Слева на переднем плане двое мужчин крепкого телосложения топчут уже принесенные ягоды в огромном деревянном чане, а перед ними выгружают новую порцию винограда. Неподалеку два бондаря починяют бочки из-под вина, на земле лежат орудия их труда. В центре винодел протягивает блюдце с вином нового урожая на пробу богато одетому виноторговцу, которому он надеется сбыть свой товар, а, пока мужчины обсуждают сделку, жена виноторговца сторожит мешки с монетами. Справа от них селяне и сборщики урожая – некоторые из них уже явно навеселе – радостно поднимают бокалы во славу древнегреческого бога виноделия, растительности и плодородия Бахуса. Его храм, стоящий на холме, вероятно, списан с храма Бахуса, который когда-то построили римляне среди виноградников Монмартра в Париже, а значит, заказчиком картины мог быть француз. Все это действо разворачивается поздним летом, на склоне дня, и последние лучи закатного солнца окрашивают далекий горизонт в розово-желтые тона.
Провенанс
Пенистон, 1-й виконт Мельбурн, купил картину для своего поместья Брокет-холл, где она висела над камином в обеденном зале. Пенистон и его жена Елизавета Милбенк были видными покровителями искусств своего времени. Мельбурны переустроили и Брокет-холл в Хартфордшире, и свою городскую усадьбу Мельбурн-хаус на Пикадилли в Лондоне, чтобы, в соответствии со своим высоким титулом, достойно принимать у себя членов королевской семьи. Томас Чиппендейл изготовил для обоих домов мебель, сэр Джошуа Рейнольдс написал два превосходных групповых портрета (оба по сей день находятся в семейной коллекции) – на одном изображена Елизавета с их старшим сыном Пенистоном, а на втором – все трое их детей; Мельбурны также заказали картины у Джорджа Стаббса (Лондонская национальная галерея) и Джозефа Райта (Йельский центр британского искусства). Унаследовал Брокет-холл Уильям, 2-й виконт Мельбурн, занимавший пост премьер-министра при королеве Виктории. Королева побывала в поместье 30 июля 1841 года и описала в дневнике свое восхищение домом и собранной в его стенах коллекцией. Владения Мельбурнов перешли сначала к сестре Уильяма Эмили, а затем к ее внуку Френсису, 7-му и последнему графу Куперу. Вместе с женой Катриной он обосновался в поместье Паншангер-хаус в Хартфордшире, поэтому, когда Брокет-холл был в 1887 году отдан внаем, самые дорогие картины, среди которых числился и «Урожай вина» Тенирса, были перевезены в Паншангер. Так 7-й граф Купер стал хранителем, возможно, самого роскошного собрания произведений искусства во всей Англии. Наряду с другими шедеврами коллекции, включая Малую и Большую Мадонну Купера кисти Рафаэля (обе сейчас находятся в собрании Национальной галереи искусства в Вашингтоне), «Урожай вина» был предоставлен для экспонирования на выставке 1881 года в Королевской академии, и с тех пор картина в выставках больше не участвовала. Сегодняшний владелец картины получил ее по праву наследства.
************
Об аукционном доме Sotheby’s
С 1744 года Sotheby’s объединяет коллекционеров, владеющих всемирно известными произведениями искусства. Sotheby’s стал первым международным аукционным домом, который открыл отделение за пределами Лондона, в Нью-Йорке (1955), первым аукционным домом, который проводил торги в Гонконге (1973), Индии (1992) и Франции (2001), а также первым международным аукционным домом изобразительного искусства в Китае (2012). На сегодняшний день Sotheby’s имеет 80 отделений в 40 странах по всему миру и проводит аукционы в 10 различных аукционных залах, включая Нью-Йорк, Лондон, Гонконг и Париж. Sotheby’s предлагает коллекционерам воспользоваться возможностями Sotheby's Financial Services, единственной в мире компании, предоставляющей весь спектр услуг в сфере финансирования искусства, а также консалтинговые услуги для коллекционеров, музеев, корпораций, художников, поместий и фондов. Sotheby’s обеспечивает возможности для закрытых продаж в более чем 70 категориях, включая три розничных бизнеса: Sotheby's Wine, Sotheby's Diamonds и Sotheby's Home, интернет-площадка для дизайна интерьеров.
* Предварительные оценки не включают премию покупателя или накладные расходы. Достигнутые цены включают аукционную цену плюс премию покупателя и накладные расходы и не включают никаких сборов, уплаченных покупателю, если покупатель предоставил безотзывное предложение цены.
Смотрите аукционы в прямом эфире и предлагайте цены в режиме реального времени, откройте для себя ценность произведения искусства, смотрите каталоги торгов, оригинальный контент и многое другое на сайте sothebys.com, и через приложения Sotheby’s для iOS и Android
Условия предоставления изображений: авторские права на изображения остаются у Sotheby’s. Обратите внимание, что изображения могут изображать предмет, также защищенный отдельным авторским правом. Sotheby’s не делает никаких заявлений относительно того, подпадает ли рассматриваемый объект под действие его собственных авторских прав, или относительно того, кто может обладать такими авторскими правами. Конечный пользователь несет ответственность за получение любых соответствующих разрешений от правообладателя (владельцев) любых применимых авторских прав, и Sotheby’s предоставляет изображения, прямо подпадающие под эту ответственность. Обратите внимание, что изображения предоставляются только для одноразового использования, и не дается разрешения на внесение в изображения каких-либо изменений.