Пять экспонатов выставки «Великое искусство рядом. Шагал»

Главная » События » Пять экспонатов выставки «Великое искусство рядом. Шагал»

 

В галерее «Беляево» проходит выставка «Великое искусство рядом. Шагал», приуроченная к 135-летию художника. В основе экспозиции — тиражная графика великих художников 20 века: Шагала, Пикассо, Миро, Матисса и Дали. Графические работы Шагала, посвященные Парижу, Библейским сюжетам и детским воспоминаниям, перекликаются здесь с темами в работах его современников и преображаются в арт-объектах современных московских художников. Рассказываем про пять самых интересных объектов выставки.

Иллюстрации к произведению Жана Полана «Озорник»

 

Марк Шагал. Озорник V, серия озорник, тема бестиарий, размер в раме

Цикл из 10 литографий «Озорник» был выполнен Шагалом в 1958 году по просьбе общества библиофилов Франции. Шагал получил заказ проиллюстрировать произведение французского писателя Жана Полана «Озорник». Рассказ Полана — это поток сознания в голове десятилетнего мальчика, который, блуждая в собственном воображении, пытается найти свое место в рамках декартовской философии. Марку Шагалу удалось окунуться в подобный хаос, но не потеряться в нем, а выстроить романтическую гармонию иррационального бытия. В течение многих лет Марка Шагала и Жана Полана связывала крепкая дружба. Благодаря писателю в 1931 году вышло первое издание автобиографичной книги Шагала «Моя жизнь», а в 1937 году художник получил французское гражданство.

 

Литография из Библейской серии

 

Марк Шагал. Давид и Версавия, 1956 г.

Вторая работа, открывающая выставку Шагала, — это литография «Давид и Вирсавия» из Библейской серии 1956 года. Серия работ была написана художником по заказу знаменитого французского арт-дилера Амбруаза Воллара в 1930 году. Однако издана она была намного позже, уже после смерти Воллара. Данная работа одна из самых редких, но и самая известная в Библейской серии. Ее сюжет для Шагала был особенно дорог: так звали его бабушку и дедушку, которые прожили всю жизнь вместе. Царь Давид и его возлюбленная Вирсавия — ветхозаветные герои, родители царя Соломона. В 1973 году знаменитые литографии из «Библейской серии» вошли в основу коллекции Музея Библейского послания Марка Шагала в Ницце.

 

Автопортрет художника

 

Марк Шагал. Автопортрет, 1960 г.

Один из эксцентричных автопортретов Шагала, созданный специально для обложки каталога Chagall Lithographe I. В этой работе художник рассказывает о себе с непосредственностью ребенка: яркие краски, неожиданное композиционное решение, создающее эмоциональный вихрь, сам художник в центре арены, синие волосы, грим, и уже ставшие традиционными — ослик и летающая гимнастка под куполом цирка. В одном эстампе Шагал раскрывает бесконечно повторяющийся сюжет своей жизни — яркое, красочное представление, которое он создает своим творчеством.

 

Парижские работы

 

Марк Шагал. Карусель Лувра, 1954 г.

«Карусель Лувра» из Парижской серии литографий Шагала представляется широкой публике впервые. Для Марка Шагала Париж сыграл очень важную роль в творчестве. Сам художник считал этот город своим вторым домом. В своей автобиографии «Моя жизнь» он писал: «Париж — ты мой второй Витебск». Здесь произошли значимые для Шагала знакомства, например, с Пикассо, с которым впоследствие он дружил 40 лет, а также с уже упомянутыми писателем Жаном Поланом и арт-диллером Амбруазом Волларом. Именно в Париже он в полную силу раскрывает свой талант, его работы наполняются знакомым всем теперь насыщенным «шагаловским» колоритом.

 

«Аккордеонист» в стиле росписей Оперы Гарнье

 

Марк Шагал. Аккордеонист,1957 г.

Работа «Аккордеонист» была создана в 1957 году и стилистически соотносится с росписями плафона парижской Оперы Гарнье, выполненными Шагалом в 1964 году. Тема музыки — одна из сквозных в творчестве художника. Музыкальные сюжеты Шагала связаны с такими понятиями как любовь, жизнь, вдохновение и гармония. Образы соединяют художника с прошлым, с национальными корнями, лежат в основе понимания Шагалом истории и культуры. Музыкант является у Марка Шагала метафорой творца, alter ego самого художника, вследствие чего его изображение в работах мастера носит условно-символический характер.

Где: Галерея «Беляево», ул. Профсоюзная 100

Когда: 26 октября — 27 ноября

Цена: до 300 рублей

Фото: Предоставлено пресс-службой