Фаберже - красота, стиль, изысканность

Главная » События » Фаберже - красота, стиль, изысканность

Имя Карла Фаберже ассоциируется с такими понятиями как красота и роскошь. Кем же был великий ювелир и как складывалась судьба проекта всей его жизни?

Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге в семье немецкого ювелира Густава Фаберже и датчанки Шарлотты Юнгстедт. Густав был искусным и достаточно известным ювелиром. В 1842 году он основал компанию в Санкт-Петербурге, но расцвет предприятия пришелся на тот период, когда им управлял сын Густава - Карл. Унаследовав семейный бизнес в 1872 году, он продолжил дело своего отца и завоевал репутацию производителя самых изысканных ювелирных изделий. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве Карл Фаберже получил золотую медаль. Именно тогда он познакомился с посетившей мероприятие царской семьей. Императору очень понравились представленные там работы, и он сделал первый заказ у компании Фаберже, а уже в 1885 году Карл был назначен придворным ювелиром династии Романовых.

Магазины Фаберже находились в разных городах Российской Империи: Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. Еще одно отделение было открыто за пределами страны - в 1903 году филиал компании появился в Лондоне и завоевал любовь среди иностранных посетителей: аристократы, члены британской королевской семьи, представители русской иммиграции, махараджи, путешественники и финансисты стекались в магазин Фаберже в столицу Туманного Альбиона.

Особый успех пришел к Фаберже после создания пасхальных яиц с сюрпризами, заказчиками которых были два российских императора - Александр III и Николай II. Именно они и принесли ему мировую известность. Всего в разных коллекциях сохранилось около 50 императорских пасхальных яиц. Десять из них хранятся в Оружейной палате - музее Московского Кремля. Еще девять яиц находятся в коллекции Музея Фаберже, который был открыт в 2013 году по инициативе предпринимателя Виктора Вексельберга.

Идея выполнения пасхального яйца с сюрпризом возникла еще в 18 веке. Предположительно во Франции в это время были созданы три пасхальных подарка - один из них был представлен на выставке в 1879 году в Копенгагене. Вероятно, там Александр III с супругой увидели такой сюрприз, что и могло вдохновить императора для будущего заказа у Фаберже.

Яйцо под названием «Курочка», открыло пасхальную серию, созданную в период с 1885 по 1916 года. Оно было изготовлено по заказу Александра III для его супруги Марии Федоровны. Яйцо, созданное мастером Эриком Коллином, покрыто белой эмалью, которая имитирует скорлупу, а желток выполнен из золота. Внутри желтка помещалась маленькая курочка с сюрпризом. Этот подарок так понравился императрице, что пасхальный заказ стал ежегодным и превратился в красивую традицию семьи Романовых на последующие тридцать лет.

Императрица Мария Федоровна так говорила о знаменитом ювелире: «Невообразимо красивая и неподражаемо чудесная работа... восхитительно, этот Фаберже - просто гений и величайший художник нашего времени».

Среди ярких работ, выполненных под руководством Карла Фаберже особенно выделяются пасхальные яйца созданные ведущим мастером компании Михаилом Перхином. Ювелир родился в 1860 году в крестьянской семье в деревне Окуловская (Карелия). В возрасте 16 лет он переехал в Санкт-Петербург и поступил на обучение к одному из ведущих ювелиров города, а в 26 лет начал работать в компании Карла Фаберже, где и прослужил всю свою жизнь, став лучшим ювелиром прославленного предприятия. Все произведения Михаила Перхина отличало высочайшее качество и мастерство.

Одно из его творений - это бесподобное по своей красоте и изысканности пасхальное яйцо «Ландыши», преподнесенное Николаем II супруге в 1898 году. Оно оплетено ландышами с зелеными эмалевыми листьями и цветками в виде маленьких жемчужин. Сюрприз яйца, выполненного в любимом императрицей стиле модерн, - миниатюрные портреты Николая II и двух дочерей: Татьяны и Ольги.

Другая работа Михаила Перхина - пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Александр III всегда стремился соединить рельсовым путем европейскую и азиатскую части страны, и к 1900 году основная часть работ по строительству Транссибирской магистрали была готова. Для того, чтобы ознаменовать это событие мастер создал предназначенное уже для супруги Николая II - императрицы Александры Федоровны уникальное пасхальное яйцо с механическим сюрпризом в виде поезда, который складывается втрое. Его можно достать из яйца и привести в движение с помощью крошечного золотого ключика. Это пасхальное яйцо было выставлено на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Тогда жюри отметило: «Эти вещи находятся на пределе совершенства, там, где ювелирное изделие превращается в настоящее произведение искусства».

Ещё одна работа Михаила Перхина связана с королевской британской семьей. Коронация короля Георга V и королевы Марии состоялась 22 июня 1911 года и стала особым событием для лондонского филиала компании Фаберже. Король Георг V высоко оценивал талант ювелира, поэтому коронационный подарок от Фаберже был вполне естественным выбором для приближенных к Георгу. Друг короля, финансист Леопольд де Ротшильд подарил королевской чете большую вазу из горного хрусталя и золота, украшенную эмалью и драгоценными камнями. При создании этой работы Перхин был вдохновлен эпохой Возрождения, что неудивительно, ведь семья заказчика - Ротшильды была известна коллекционированием произведений того времени.

Еще одно пасхальное яйцо связано с другой исторической датой - трехсотлетием Дома Римановых. Оно было изготовлено мастером и правой рукой Михаила Перхина - Хенриком Вигстрёмом в 1913 году, ровно 300 лет спустя венчания на царство родоначальника династии Романовых - 16-летнего Михаила. Яйцо украшено 18 портретами всех царствовавших из Дома Романовых.

Среди поклонников мастерства Фаберже были многие аристократы, в том числе, князь Феликс Юсупов. Он говорил о работах ювелира так: «Фигурки зверей, вырезанные из самоцветов, казались живыми. Эмали поражали воображение».

А прима-балерина русских императорских театров Матильда Кшесинская обладала внушительной коллекцией роскошных драгоценностей производства Фаберже, в которых любила выступать на сцене. В своих мемуарах она отмечала, что хранила эти украшения в магазине Фаберже на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, а когда выступала за рубежом, компания доставляла её драгоценности через курьера. Также известно, что балерина любила приглашать своих друзей в гости на Рождество и дарить им что-то от Фаберже.

Ювелир всегда очень серьезно подходил к качеству своих изделий, вне зависимости от предназначения или стоимости заказа, и относился с особым уважением ко всем покупателя и гостям магазина. Так, в прейскуранте фирмы отмечалось: «Мы безусловно не доставляем недоброкачественных товаров, другими словами, всякий предмет, будь его стоимость не выше одного рубля, изготовляется с должной тщательностью и прочностью». Такое отношение к своему делу, безупречный вкус и талант прославили на весь мир одаренного мастера. Творения Фаберже и по сей день остаются вершиной не только русского, но и мирового ювелирного искусства.

Подготовила Нина Мищенко