Сергей Дягилев и его «Русские сезоны»

Главная » События » Сергей Дягилев и его «Русские сезоны»

          В начале 20 века Францию покорил человек из России. Сейчас его фамилию знают во всем мире. Более того, она стала своего рода брендом. Во многом именно он определил законы искусства XX века, а благодаря русскому балету завоевал всю Европу.

         Сергей Павлович Дягилев родился в 1872 году в Новгородской губернии в семье потомственного дворянина. В разное время Дягилевы жили между Пермью и Санкт-Петербургом, где у них был собственный особняк. Семья владела водочным заводом и несколькими винокурнями, располагавшимися в Пермской области.

         В 1890 году 18-летний Дягилев окончательно переехал из Перми в столицу для поступления на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Юноша был в восторге от мира искусства - он посещал выставки и театральные постановки, брал уроки композиции у Николая Андреевича Римского-Корсакова, занимался вокалом и интересовался коллекционированием. В 28 лет молодой человек получил должность чиновника особых поручений при дирекции Императорских театров, но через три года Дягилев покинул свой пост из-за конфликта с директором. Приняв решение посвятить себя искусству, вместе с художником Александром Бенуа он руководил художественным объединением «Мир искусства», начал издавать одноименный журнал и организовывать выставки.

         Достижение всей жизни Дягилева заключается в том, что он сумел привить любовь всего мира к русской культуре. Свой путь он начал с Парижа. В 1906 году русский антрепренер организовал во французской столице выставку «Два века русской живописи и скульптуры», в которой были собраны иконы, а также произведения классиков и современников того времени. Выставка произвела фурор, поэтому через год (в 1907 году) Дягилев решил привезти в Париж русских музыкантов: Рахманинова, Римского-Корсакова, Глазунова, Скрябина. В 1908 году в Париже он представил оперу «Борис Годунов» с Фёдором Шаляпиным в главной роли. Одно из представлений посетила французская пианистка, хозяйка литературно-музыкального салона, а также муза Огюста Ренуара Мизиа Серт. Она обладала безупречным вкусом, была богата, но самое главное - как и Дягилев, обожала искусство. Благодаря общим увлечениям дружба между ними завязалась стремительно.

         На следующий год (в 1909 году) в парижском театре «Шатле» русский балет вместе с Дягилевым представляли хореограф Михаил Фокин, художники Александр Бенуа, Николай Рерих и Лев Бакст, артисты Императорских театров Вацлав Нежинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вера Каралли. Первый спектакль «Павильон Армиды» открыл Вацлав Нежинский, который и стал главной звездой Русского сезона 1909 года. Затем французской публике показали балетный фрагмент из оперы «Князь Игорь» на музыку Александра Бородина «Половецкие пляски». Декорации были созданы Рерихом. Также зрители увидели «Шопениану» на музыку Фредерика Шопена и другие постановки. Париж был окончательно завоеван русским балетом.

         Матильда Кшесинская приняла решение не ехать в Париж, так как ей была предложена второстепенная роль. Вместе с её отказом исчезли и обещания о финансовой поддержке со стороны царского двора.

         На следующий сезон (в 1910 году) Дягилев попросил Фокина заняться новыми постановками. Премьера сказочной «Жар-птицы» на музыку молодого композитора Игоря Стравинского состоялась на сцене «Опера Гарнье». Балет «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова с оформлением Бакста также удостоился оваций.

         В 1911 году импресарио уже основал свою труппу «Русский балет Дягилева» (позже она базировалась в Монте-Карло). В этом же сезоне состоялась премьера нового балета на музыку Стравинского «Петрушка». Художником и автором сюжета выступил Александр Бенуа, а партию Петрушки танцевал Нежинский. Именно Дягилев поспособствовал тому, что в Европе того времени в моду вошёл русский стиль.

         Благодаря Мизии Серт импресарио познакомился с ярчайшими представителями артистического мира. Среди гостей парижского салона Серт завсегдатаями были Ренуар, Пикассо, Тулуз-Лотрек, Марсель Пруст, Жан Кокто, Морис Равель и Дебюсси. В новом сезоне Дягилев представил балет на музыку Равеля «Послеполуденный отдых фавна». Хореографом на сей раз выступил сам Нежинский. Постановка была довольно смелой и экспериментальной. Некоторые зрители, в том числе и критики, были возмущены, другие же рукоплескали новому балету. В итоге в силу своего скандального характера «Послеполуденный отдых фавна» вошел в историю балета, положив начало экспериментам в хореографии двадцатого века.

         В 1913 году в «Театре Елисейских полей» Дягилев показал французской публике балет на музыку Стравинского в хореографии Нежинского «Весна священная». Премьера была настолько новаторской, что её обсуждал весь Париж.

         Антреприза гастролировала по всему миру, а творческий союз Дягилева и Нежинского тем временем потерпел крах. Импресарио был в поисках нового премьера и хореографа. Для этого в 1914 году он отправился в Россию, где нашел талантливого артиста балета - Леонида Мясина, и уже в 1915 году в Швейцарии состоялась премьера «Полуночного солнца» на музыку Римского-Корсакова в хореографии Мясина. А в 1917 году меценат вместе с Жаном Кокто (сценарий), Пабло Пикассо (декорации и костюмы) и Мясиным создали балет «Парад» на музыку Эрика Сати.

         Дягилева всегда окружали одаренные и яркие личности. Габриэль Шанель была верным другом импресарио и финансово поддерживала его антрепризу, а в 1924 году даже придумала костюмы для балета его труппы «Голубой экспресс».

Позднее импресарио заметил ещё одного талантливого артиста из России - Георгия Баланчивадзе и пригласил его к себе в труппу. Интересно, что именно Дягилев предложил ему поменять имя на европейский лад - так появился хореограф Джордж Баланчин. В 1928 году он поставил балет «Аполлон Мусагет», а в мае 1929 году состоялась премьера последнего для Дягилева балета «Блудный сын» (музыка Прокофьева). В главной роли танцевал молодой и талантливый Серж Лефарь, впоследствии возглавивший балетную труппу «Опера Гарнье».

         «Русский балет Дягилева» не разрушили ни Первая мировая война, ни революция, ни финансовые трудности. Несмотря на все испытания, Дягилев всегда и во всём стремился к самому лучшему и изысканному.

          Интересно вспомнить один эпизод из жизни импресарио. В 1916 году по приглашению короля Испании Альфонсо XIII Дягилев посетил Мадрид. Во время визита во дворец король спросил его: «Господин Дягилев, Вы не актер, не балетмейстер, не танцовщик, не музыкант, не художник. Что же Вы делаете в Вашей балетной труппе?». Ответ Дягилева был таков: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я, как и Вы, не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».

         Сегодня проект «Русские сезоны» продолжает свой путь, представляя русскую культуру на концертных площадках по всему миру. С 2017 года под эгидой возрожденной программы за рубежом проходят музыкальные концерты, балетные и театральные постановки, художественные выставки и кинофестивали. Например, ярким событием в рамках «Русских сезонов» в этом году стали гастроли Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой под руководством ректора Николая Цискаридзе в Бразилию.

         Дягилев внес неоценимый вклад в культуру нашей страны. Так, в начале Франция, а в последствии и весь мир стали поклонниками русского балета. В Париже в память о нем даже появилась Площадь имени Дягилева (Place Diaghilev). Именно он, талантливый предприниматель и ценитель прекрасного, показал всему миру феномен русского искусства. 

Подготовила Нина Мищенко