Оман и султан Кабус бин Саид

Главная » Статьи » Оман и султан Кабус бин Саид

 

Старая арабская пословица гласит: «Народ следует за своим царём». Её справедливость – в буквальном смысле – осознаёшь, побывав в странах, где до сего дня сохранилась монархическая форма правления, и многие черты общественной жизни несут на себе отражение взглядов и вкусов правителя. Сегодня наш рассказ пойдёт о султанате Оман. А вашим гидом по этому маршруту будет Сергей Плеханов, автор книги о бывшем правителе страны, султане Кабусе бин Саиде.

 

Особенно наглядно личность монарха отражается в архитектурном облике столицы – недаром сделались устойчивыми речевые формулы «петровский Петербург» или «викторианский Лондон». Вот и ныне, перемещаясь между расположенными в получасе полета аравийскими городами Эр-Рияд, Доха, Дубай, Маскат, замечаешь очевидные различия: в одном из них в глаза бросается помпезность, вполне соотносимая с политическими амбициями правителей, в другом видишь стремление к самоутверждению в мире космополитического капитала, в третьем замечаешь неистовое желание пустить пыль в глаза, показать возможности купить всё и вся…

 

Столица Омана

Я не случайно в перечислении выше поставил на последнее место Маскат, столицу султаната Оман. Именно здесь неизбежное затруднение постигнет того, кто захочет однозначно определить облик города, узкой полосой протянувшегося вдоль побережья Оманского залива Индийского океана. Здесь нет гигантомании, которая пышно разрастается в метрополиях соседних нефтяных королевств и эмиратов, – ни отливающих свинцом стеклянных параллелепипедов и цилиндров, ни насыпных островов, застроенных тысячами вилл, отелей и моллов…

Облик Маската иной – он вызывает ассоциации с классическим арабским городом, знакомым по описаниям средневековых путешественников, видевших после долгого пути по пустыне подлинный рай земной: сахарно-белые кубики и конусы строений, рассыпанные по зелёному ковру пальмовых рощ в обрамлении бирюзовых вод и пепельно-серых горных цепей. Чарующее впечатление оставляет сочетание суровых хребтов с застывшими на их склонах древними фортами и белых дворцов, осенённых раскидистыми кронами деревьев. Не только Маскату, но и Салале, и Сохару, и Низве, и другим жизненным центрам страны удалось избежать налёта американизма, сопровождающего вторжение современной цивилизации в страны третьего мира и оставившего свой оттиск даже на облике старинных европейских столиц.

Но архитектура – это только наиболее очевидное выражение своеобразия этой земли. Султанат Оман обладает множеством других особенностей, свидетельствующих о культурной неповторимости страны: это и одежда, и язык, и приветственные ритуалы. А если иноземцу удаётся более основательно познакомиться с наследием минувших веков, он узнáет и о религиозной уникальности Омана (это единственная страна, где превалирующим вероучением является ибадизм, отличающийся от всех иных течений ислама), и о расцвете литературы, богословия, образования ещё в те времена, когда большинство современных государств Европы не были известны даже по названию.

Эпоха становления современного Омана

Главный фактор сохранения и впечатляющего развития национальных культурных традиций во всех сферах жизни Омана – «Благословенный Ренессанс» (по-арабски «Нахда», так именуют здесь современный период истории страны), начавшийся в 1970 г., когда страну возглавил 30-летний Кабус бин Саид.

Главной заботой молодого монарха стало повышение жизненного уровня народа. К этому времени по ряду причин страна серьёзно отстала в своём экономическом развитии, но открытие нефтяных месторождений и начало их разработки давали надежду на улучшение ситуации. Средства от продажи чёрного золота позволили государству выделять значительные резервы на социальные программы, способствовали быстрому росту доходов каждой семьи.

Но большие деньги могли бы создать и большие проблемы: такие как быстрый рост цен, социальное расслоение, усиление коррупции, наконец, поспешную ломку всего старого якобы во имя прогресса. В Омане в процессе обновления страны не пострадал ни один памятник старины, не была нарушена природная среда: это могло бы показаться сказкой тем поколениям наших соотечественников, которые стали свидетелями коммунистической индустриализации. Наверное, даже в Европе, благоговейно чтущей старину, не много найдётся таких стран, где, как в Омане, сохранение памятников прошлого и забота об окружающей среде возведены в ранг государственной политики. На сегодня отреставрированы почти все сооружения, представляющие интерес с архитектурной или исторической точки зрения, а ведь в султанате сохранилось более 500 фортов, сотни мечетей, дворцы и общественные постройки, возведённые в минувшие века.

Но не только консервация старых зданий позволяет стране сохранить черты архитектурной самобытности. Не будет преувеличением сказать, что всё построенное и отреставрированное здесь после 1970 г. несёт на себе опечаток единого стиля. Особенно ярко он проявляется в архитектуре общественных зданий. Квартал министерств может служить отрицанием образа «чиновничьего гнезда», приходящего на ум в большинстве столиц мира; малоэтажные дворцы среди зелени садов вызывают ассоциации скорее с научными, творческими резиденциями. Здание только что возведённого в центре столицы оперного театра каждой своей деталью отсылает воображение посетителя к сказочным образам классического Востока. Убранство Хисн-аш-Шумух, одного из любимых дворцов бывшего султана, расположенного на границе гор и пустыни, демонстрирует преемственность архитектурных приёмов, характерных для жилищ правителей прошлого. Из его окон открываются горные цепи и равнины, покрытые редкими зонтичными акациями. Невольно проникаешься уважением к этому аскетическому пейзажу, начинаешь осознавать, что одной из важных граней личности султана является его бесконечная преданность красоте во всех её проявлениях и прежде всего красоте природы как создания Всевышнего. Именно это стало определяющим фактором в формировании того стиля архитектуры, который господствует в стране.

Султан Кабус и традиции страны

После столетий безжалостного потребительского отношения к природе, в результате чего обеднел уникальный животный мир Омана, султан Кабус в 1973 г. полностью запретил охоту и иные промыслы, наносящие урон среде. Оман стал первой арабской страной, где было учреждено Министерство по делам окружающей среды (1984). Хотя в 1970-х гг. страна ещё не достигла тех целей социально-экономического развития, которые были поставлены монархом, уже тогда были выделены значительные средства на возрождение фауны. Получили покой и защиту птицы, зимующие в Омане, впервые за несколько веков не боятся выстрела горные козлы тары, ставшие редчайшим видом млекопитающих. Особенно много было сделано для восстановления популяции газелей пустыни – белых ориксов, когда-то служивших символами Аравии, и для охраны гигантских морских черепах, обитающих у океанского побережья султаната.

Оманский монарх неоднократно подчёркивал в своих выступлениях, что дело охраны окружающей среды не может быть узко национальным, и только широкое международное сотрудничество приведёт к оздоровлению экологической обстановки в мире. Выражением этой позиции стало учреждение Международной премии султана Кабуса за охрану природы (1989).

Султан Кабус выдвинул задачу облагораживания облика своей страны; для обозначения этого процесса в переведённых на английский язык документах правительства используется термин beautification – от английского beauty («красота»). «Бьютификация» в Омане проявляется во всём: от массовой реставрации памятников старины и современного строительства в духе архитектурных заветов прошлого до создания симфонических оркестров и организации показов национальных женских нарядов.

Несмотря на то, что модернизация всех сторон жизни преобразила бытие каждого оманца, базовые духовные ценности и традиции неприкосновенны. Национальная одежда предпочитается всеми без исключения – от студента до министра. Всякое официальное лицо при исполнении служебных обязанностей опоясывается серебряным поясом с кинжалом в богато декорированных ножнах, но в этом обычае нет и намёка на кровожадность: как сказал мне один из советников султана, ханджар (так это оружие именуют по-арабски) для оманца то же, что для европейца галстук. На парадных фотопортретах султан также был снят с ханджаром, в расшитой золотом одежде и изящном фиолетовом тюрбане «омама-ас-сайидия» – такие имеют право носить только лица, принадлежащие к старшей линии правящей династии аль Саид.

Любовь к оманским народным обычаям сочеталась у Кабуса бин Саида с глубоким знанием этикета иных стран. Он везде ощущал себя легко и свободно, так как внимательно изучал протокол тех государств, где ему приходилось бывать. Это был светский человек в лучшем значении слова, его способность очаровывать людей имела не только межличностное, но и политическое измерение. Недаром Оман за годы его правления посетили едва ли не все мировые лидеры, а сам он раз в два-три года надолго отправлялся с частными визитами в арабские и европейские страны; его 155-метровую яхту «Аль Саид» во время таких вояжей видели у берегов Франции, Италии, Хорватии... Обычно помимо деловых встреч для него готовилась обширная культурная программа, и особое место в ней занимала музыка – это наиболее сильное из всех увлечений монарха. Трудно даже говорить об этой стороне его натуры как об одном из пристрастий: быть может, музыка значила для него столько же, сколько и политика.

Продолжение в следующей статье.

Сергей Плеханов.

Специально для ROYALS magazine