Ее величество арфа

Главная » Статьи » Ее величество арфа

Испокон веков одним из самых прекрасных музыкальных инструментов считалась арфа. Она всегда привлекала внимание королевских особ и представителей аристократических династий.

         Об арфе сложено множество легенд. Исследователи полагают, что первый струнный музыкальный инструмент, благодаря которому в дальнейшем появилась арфа и все другие струнные инструменты, был изготовлен из обычного лука. Во время охоты первобытные люди замечали, что сила натяжения тетивы влияла на её звучание. Тогда древние мастера привязывали к луку несколько «струн», которые издавали различные по высоте звуки. Так и появился этот инструмент. В подтверждение данной гипотезы говорят и многочисленные изображения арфы из лука, которые присутствуют в различных культурах, в том числе Древней Греции, Древнего Египта и Древнего Рима.

     Исследователи считают, что арфа появилась за 4000 лет до нашей эры. Некоторые же ученые пришли к выводу о том, что инструменту около 8000 лет, так как письменности египтян более 6000 лет, а иероглиф с изображением арфы относится к числу самых ранних. Традиция почитания инструмента восходит к Древнему Египту, где люди верили, что его создал бог Тот1. Арфа участвовала во всех родах музыки: культовой, светской и домашней. При египетских дворах фараона всегда были профессиональные арфисты, которые исполняли гимны в честь господ. А в Древней Греции верили, что арфа была изобретена царем Амфионом2. Различные виды арф существовали в Древнем Междуречье, Древнем Иране и Древнем Риме. Интересно, что в Египте арфа так почиталась, что у египтян ее никогда не отнимали, даже если лишали всего имущества за какое-либо преступление.

        В Европе музыкальный инструмент появился в средние века. Современная педальная арфа возникла гораздо позднее. В 1720 году ее изобрел Якоб Хохбрукер, а в 1810 году французский мастер Себастьян Эрар придумал новую модель арфы, которая имела большие возможности, и стала новым словом в мире музыки. Именно арфа, придуманная Эраром является тем самым инструментом, который мы видим сегодня в симфонических оркестрах. Но арфа не только оркестровый инструмент, она прекрасно звучит и в ансамблях, и соло.    

     По своей конструкции арфа имеет форму треугольника и состоит из резонаторного корпуса, расширяющегося к низу, колонны и колковой рамы, на которой закрепляются струны. Современная арфа имеет педальный механизм (7 педалей) и 47 струн, которые прикреплены к деке снизу арфы и к колкам сверху. Все ноты До окрашены в красный цвет, а все ноты Фа окрашены в синий цвет. Остальные струны бесцветные. Если проводить аналогию с роялем, то струны на арфе - это только белые клавиши клавиатуры. А для того, чтобы извлечь необходимые ноты арфисты применяют систему семи трехпозиционных педалей, с помощью которой каждую струну можно поднять или опустить на полтона.

    В России инструмент получил самое широкое распространение среди представителей дворянства. Первые арфисты были иностранцами. Педагоги и исполнители из Англии, Франции, Италии и Германии оставили значительный след в развитии русского арфового исполнительства. Что касается самого инструмента, скорее всего, первые арфы были привезены в Россию из Италии. Позднее инструменты стали поступать из Германии. В качестве атрибута придворной музыкальной жизни арфа упоминается в ранних светских повестях эпохи Петра I. Но начиная с правления Екатерины II игра на арфе стала входить в программу обучения воспитанниц Смольного института благородных девиц. Учениц готовили к придворной жизни: обучали наукам, иностранным языкам, этикету, танцам, пению и игре на музыкальных инструментах. Императрица верила, что образованные девушки помогут в будущем сформировать новое просвещенное общество.

      В 70-х годах 18 века художник Дмитрий Левицкий запечатлел лучших учениц Смольного института. Такая серия портретов была заказана Екатериной II. На одном из портретов в образе Аллегории музыки была изображена одна из первых русских арфисток Глафира Алымова. Она выпустилась с золотой медалью первой величины и шифром Екатерины II - знаком отличия фрейлины. Дальнейшая ее карьера сложилась успешно: Алымова стала статс-дамой, это была высшая женская должность при дворе. Она получила престижный орден Святой Екатерины Малого креста. Сейчас эту картину можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге.

       Позднее, в начале 19 века любительское дворянское музицирование широко распространилось в Москве и Санкт-Петербурге, а благодаря гастролировавшим музыкантам того времени арфа полюбилась и русской аристократии. Картина Людвига Гуттенбрунна 1801 года «Портрет Николая Михайловича Гусятников с арфой», представленная в Государственном историческом музее, как раз описывает эту эпоху. На полотне изображен одетый по моде того времени молодой человек с арфой.

       Самой известной русской арфисткой 20 века стала профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Вера Георгиевна Дулова. Королева арфы - именно так ее называли современники во всем мире. Художник Игорь Грабарь написал ее портрет в 1935 году, где изобразил арфистку за инструментом, искусством игры на котором она покоряла публику. Дулова была потомком древнего рода князей Дуловых, ведущих родословную от Рюриковичей Ярославской ветви. Она воспитала целое поколение современных арфистов России, продолжающих прославлять русскую арфовую школу по всему миру, среди них: солистка Российского Национального оркестра, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Светлана Парамонова, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Наталия Шамеева, солистка оркестра Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Анастасия Алфёрова, солистка оркестра Большого театра Ника Рябчиненко, солистка Национального филармонического оркестра России Илона Нокелайнен и многие другие.

  Великие русские поэты и композиторы воспевали арфу в своих произведениях. Прекрасные арфовые соло в балетах П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» всегда олицетворяли собой волшебство, любовь и сказочный мир. Увлечение арфой коснулось и основоположника русской классической музыки Михаила Глинки, который использовал ее в своих произведениях, в том числе в операх «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Необычайно красиво звучит арфа и у французских композиторов - в произведениях Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Габриэля Форе и других.

     Арфа - необыкновенный и уникальный инструмент. С помощью арфы можно изобразить звук моря, шум ветра и воды. Она и сегодня вдохновляет композиторов и дирижеров, присутствует на полотнах живописцев, украшает интерьеры великолепных дворцов и музеев и неизменно остается атрибутом принадлежности к аристократическому миру.

Автор: Нина Мищенко 

1бог Тот — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка

2Амфион — в древнегреческой мифологии царь Фив, сын Зевса