Христианский мир отмечает праздник Преображения
Интервью настоятеля храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, протоиерея Владимира Волгина.
ROYALS magazine: Отец Владимир, в июле текущего года по поручению Главы Российского Императорского дома, Великой Княгини Марии Владимировны Вам вручен за заслуги перед Отечеством и Русской Православной Церковью Императорский Орден Святой Анны II степени. Позвольте поздравить Вас с этим знаменательным событием и задать первый вопрос: что считаете самым значимым в своих трудах?
Владимир Волгин: Я христианин, крестился в 20 лет, родители были неверующими, как и многие в те годы, и нас детей не крестили. До крещения в своем отроческом возрасте я стремился к любви. Для меня это было приоритетное направление моей жизни. Это и определило в будущем мое стремление к священнослужению. Вторым моим главным направлением в жизни является созидание, другим словами, строить, возводить, созидать то доброе, что возможно получить от семени, которое ты забросил в поле, чтобы это семя произросло, чтобы за ним ухаживать. Конечно, взращивает Бог. И потом в будущем собирать плоды этого созидания. Созидатель - это Господь, он - Творец. Из ничего Он создал Нечто: землю, все, что на земле и нас - человеков в лице Адама и Евы. Но и мы должны подражать Господу. А противоположное существо - дьявол, сатана, демоны, бесы являются разрушителями. Они не несут в себе жизнь, они не созидают, а разрушают, потому что в них нет этой созидательной силы и творчества, творческой энергии, которой обладает Бог.
RM: Значит, возведенные Вами храмы - это продолжение Вашей потребности созидать?
В.В.: Конечно! И я думаю, было бы странно - не созидать! Когда меня назначили настоятелем Храма Софии Премудрости Божией, храм был в плачевном состоянии. Когда Патриарх назначает на место служения, он всегда надеется на то, что храм будет постепенно восстанавливаться и преображаться. А так как я - творческий человек, я не мог оставить храм в таком неадекватном состоянии. Мало-помалу мы трудились над тем, чтобы храм приобрел тот облик, в котором сейчас существует. Еще много работы, росписи, но это небо и земля по сравнению с тем, что было в 1996 году, когда я был назначен на этот приход настоятелем.
RM: 19 августа Русская Православная Церковь отмечает один из двенадцати основных праздников - Преображение Господне. Известно, что чудо воссоздания Храма Преображения Господня на Преображенской площади происходило при Вашем непосредственном участии. Чем важен для Вас праздник Преображения Иисуса Христа и какой христианский смысл заложен в его преображении перед учениками на Фаворской горе?
В.В: На горе Фавор, где Иисус Христос преобразился, такой свет он стал излучать, что по словам одного из евангелистов, подобной невероятной белизны цвет невозможно передать красками. Апостолы, которые сопровождали Иисуса на горе Фавор, были потрясены исходящим светом и преображением Христа, и на них снизошло благодатное состояние. Своим преображением, этим фактурным действием Господь показал нам, к чему мы должны стремиться - к преображению душ наших. Не углубляясь в историю вопроса, напомню лишь, что для христианина это самая важная опция - стяжать духа святого и преобразиться, чтобы стать светом для мира и солью для земли.
RM: Какие традиции соблюдают православные христиане в праздник Преображения и как это связано с Яблочным Спасом?
В.В.: Яблочный спас празднуется в день Преображения Господня. Традиция идет с древних времен, когда до Спаса виноград еще недостаточно зрелый, чтобы его вкушать. Виноград созревал как раз к Преображению. В России виноград растет и приносит плоды только в южных районах, а яблоки распространены везде. Так, Русская Православная Церковь стала освящать яблоки и виноград нового урожая в праздник Преображения Господня.
RM: Праздник Преображения Господня празднуют христиане во всем мире?
В.В.: Весь христианский мир празднует Преображение Господне, существует лишь разница в датах.
RM: Отец Владимир, на протяжении многих лет Вы являетесь Настоятелем Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. На сайте Храма есть удивительный раздел “Дорога к Храму”, где Ваши прихожане делятся своей личной историей прихода в Церковь. Какова Ваша дорога к Храму, какие основные вехи Вы прошли на пути к священству?
В.В.: Можно начать с того, что мои родители были атеистами, в семье было четверо детей, и нас не крестили. Не совершали таинство крещения над нами и воспитывали в духе атеизма. Ретроспективно могу сказать, что у меня и тогда не было атеистического восприятия жизни. Я не мог принять этой доктрины, всегда находился в поиске сверх-причины этого мира, искал созидательной любви, чтобы помогать людям. Что собственно и привело меня к священству. После окончания школы с физико-математическим уклоном и затем Режиссерских курсов я задался вопросом: чем я хочу заниматься. Я решил, что хотел бы помогать людям в их душевных скорбях, уводить их от отчаяния. И тогда я, еще ничего об этом не зная, подумал, что лучше всего помогать людям через священство. Я захотел стать священником. Думаю, это был такой призыв Господа меня к священству. Я сообщил родителям эту радостную новость. Родители пригрозили, что откажутся от меня. Они любили нас детей безмерно, и конечно никогда бы не отказались от нас. Мама потом вернулась к вере, еще в детстве она пела в церковном хоре. У Блока стихи есть такие “Девушка пела в церковном хоре...”:
И
голос был сладок, и луч был тонок,
И
только высоко, у царских врат,
Причастный
тайнам, — плакал ребенок
О
том, что никто не придет назад.
Мама обладала уникальным совершенно голосом, у нее был артистизм невероятный. Летом, когда ее пение раздавалось из окна, вокруг собирались восхищенные слушатели.
В 18 лет я впервые познакомился с Евангелием, и все стало на свои места, я понял, куда надо стремиться, это то, что принесет мне в жизни огромное удовлетворение. В 20 лет я крестился, и через десять лет стал священником, и это принесло мне полное удовлетворение. Я этим живу до сих пор на основе служения Божественной литургии.
RM: Какую историю имеет уникальный Храм Софии с видом на Кремль, Настоятелем которого Вы являетесь?
В.В.: История храма относится примерно к 1490 году. Первый храм Софии был деревянный и располагался ближе к месту, где сейчас находится известный Дом на Набережной. После сильнейшего пожара в Москве деревянное строение сгорело. И в 17-м веке напротив Кремля был возведен новый каменный храм Софии Премудрости Божией. Это уникальное место, немногие храмы могут похвалиться этим. В 1868 году дополнительно была построена колокольня с надвратным храмом, где я и служил изначально после своего назначения настоятелем. Основной храм тогда был в плачевном состоянии, и мы его восстанавливали. После чего жизнь закипела в обычном церковном русле.