Нина Мищенко: «Нашу культуру знают и любят во всем мире»

Главная » Статьи » Нина Мищенко: «Нашу культуру знают и любят во всем мире»

Нина, знаем Вас по статьям в «Международной жизни», по дипломатической работе, у нас - одна Alma mater - Дипломатическая академия. Но сегодня хочу коснуться другой стороны Вашей деятельности - музыкальной. Как Вы пришли в музыку? С чего все началось?

С детства я мечтала играть на арфе и в пять лет поступила в музыкальную школу при училище Московской консерватории. Затем была учеба в Музыкальном училище имени Гнесиных и в Российской академии музыки имени Гнесиных по классу арфы. Потом получила послевузовское образование в Московской государственной консерватории имени Чайковского по программе «Преподаватель высшей школы». Параллельно получала и дипломатическое образование.

Долгое время Вы жили и работали в Лондоне, где мы и пересекались. Была ли там возможность для творческого развития?

Да, в Лондоне мне посчастливилось поучиться в Центральном колледже искусств и дизайна Saint Martins, где я прошла обучение по программам - «Art Direction for Fashion» и «Fashion Styling». Мне нравилось, что там всегда царила творческая атмосфера, и в целом было увлекательно обучаться в заведении с такой историей, где когда-то учились Джон Гальяно, Джо Райт и многие другие выдающиеся деятели моды и искусства.

В чем особенность обучения в Великобритании?

Думаю, что основной упор в британском образовании делается на практику. Предполагается, что в свободное время обучающиеся самостоятельно осваивают теоретическую часть, а в аудитории достаточно быстро переходят к делу. Мне кажется, что главное преимущество такого обучения - нацеленность на формирование самостоятельного креативного мышления, что очень важно.

А что касается музыкальной сферы?

В Лондоне, как и в Москве достаточно богатая культурная жизнь. Была возможность выступать в концертах с талантливыми музыкантами. Были и благотворительные концерты. В Великобритании в целом достаточно сильно развита традиция благотворительности. Несколько раз с удовольствием участвовала в таких мероприятиях.

Хорошо помню Вашу игру на арфе, это нечто волшебное, предельно чистый звук погружает в мир красоты, благородства. Как Вам показалось - как люди  за рубежом относятся к русской культуре?

Мне запомнился один случай. После выступления ко мне подошёл пожилой англичанин и сказал: «Я знаю Прелюдию, которую Вы играли. Скрябин написал её в 1896 году в Париже». Это было удивительно. Чувствовался неподдельный интерес к русской культуре.

Были концерты, посвященные русскому романсу, а они особенно нравятся публике. Ведь в романсе важна не только музыка. Когда нравится мелодия, хочется узнать о чем она, на какие слова написана. Так появляется интерес к русскому языку, а соответственно и к национальной культуре, а это прекрасно. Мне также посчастливилось участвовать в концерте, посвящённом Достоевскому в Австрийской национальной библиотеке в Вене. В который раз я убедилась тогда, что нашу культуру знают и любят во всем мире.

Вернемся в Москву, в каких творческих проектах удается участвовать здесь?

Сейчас в России проходит огромное количество разных концертов, что очень радует. Из недавних событий, в которых довелось участвовать в составе оркестра, особенно запомнились концертное шоу Алексея Немова «Легенды спорта», «Шоу олимпийских чемпионов» Марии Киселевой, гала-концерт, посвященный Дню матери, в Государственном Кремлевском Дворце. Думаю, такие мероприятия необходимы не только публике, но и артистам. Они создают праздничное настроение, дарят людям вдохновение.

Хочу отдельно сказать, что все это стало возможным благодаря моим преподавателям - мне повезло учиться у самых лучших педагогов России. Это профессор Московской консерватории, Заслуженная артистка России Светлана Владимировна Парамонова и профессор Российской Академии Музыки имени Гнесиных Наталия Хамидовна Шамеева.

Знаю, что Вы также имеете некоторое отношение к театру. 

Да, я работаю в музыкальной части театра «Ленком Марка Захарова» в качестве арфистки. Моя работа заключается в подготовке музыкального фрагмента в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в котором актриса играет на арфе.

Да, аутентичность присуща этому театру, очень люблю “Ленком”. Расскажите о своих впечатлениях, о своем отношении к театру, пожалуйста.

Как я могу относиться к театру? Я выросла в «Ленкоме». Мой дедушка там работал - с пяти лет я любила ходить с ним в театр. Для меня это что-то очень дорогое и родное. И, конечно же, самое главное в театре это люди — талантливые, преданные своему делу. Для них театр - это жизнь.

У Вас сохранилось какое-то детское воспоминание, связанное с театром?

Был один случай - мне было тогда лет пять или шесть. Я стояла с мамой за кулисами во время репетиции спектакля «Поминальная молитва». В нём были задействованы дети. Ко мне подошел игравший тогда главную роль Евгений Павлович Леонов и предложил участвовать в спектакле с детишками. А я ответила, что никак не могу, так как собираюсь стать хирургом - вот об этом я точно пожалела, но уже лет через пятнадцать. А запомнился мне его очень добрый голос и улыбка.

Нина, а Ваше первое выступление, поделитесь?

Да, конечно. Композитор Николай Евгеньевич Парфенюк сочинил прекрасную песню «Доля» и предложил сыграть её в составе ансамбля в «Доме музыки». В то время я училась в Музыкальном училище. Помню как волновалась, но рядом были замечательные музыканты из театра, с которыми мы играли - Олег Зарипов и Сергей Горбунов.

Вот видите - я не устаю говорить о театре. Думаю, что пока там работают такие мастера своего дела, как Николай Парфенюк, золотой голос театра - Александр Садо и многие другие прекрасные музыканты и актеры - преданные своему делу люди, театр будет жить и процветать.

Как удается сочетать дипломатическую работу и музыку?

Мне кажется, если человек действительно увлечен чем-то, то всегда найдет для этого время - вопрос лишь в желании и стремлении. Тому есть немало примеров и в нашей истории - Александр Грибоедов был не только талантливым дипломатом, но и блистательным драматургом, композитором. Здесь можно вспомнить и многих других: Тютчев, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский - все они в разное время своей жизни весьма плодотворно совмещали государственную, дипломатическую или общественную деятельность с творчеством.

Нина, благодарю за интервью и успеха Вам!                                                                                                    Беседу вела Наталья Кулишенко