Анжелика Воропаева: о «Ленкоме Марка Захарова», любви к театру и таланте руководителя
В сентябре «Ленком Марка Захарова» открыл свой 99-й сезон. Этот театр всегда славился не только великолепным актерским составом, но и особым отношением к музыке, что продолжает воплощаться сегодня в развитии авторского музыкального театра. «Royals Magazine» встретился с талантливым музыкантом - виолончелисткой, заместителем руководителя музыкальной части театра «Ленком Марка Захарова» Анжеликой Воропаевой и поговорил с ней об особой роли, которая музыка занимает в этом легендарном театре, а также о её профессиональном пути.

Анжелика, прежде всего, хотелось бы спросить о начале Вашего творческого пути. Все знают, что музыка - это колоссальный труд, ведь на получение профессионального музыкального образования в среднем уходит 15-20 лет. Как Вы пришли в музыку? Как выбрали свой инструмент?
Я выросла в семье музыкантов — мама была пианисткой, папа прекрасно играл на аккордеоне, был душой всех компаний. Наверное, именно семья и определила мой жизненный путь. Помню, как мама играла мне произведения Моцарта и Чайковского, когда я была совсем маленькой. Я поступила в музыкальную школу по классу фортепиано, а потом в связи с переездом пришлось поменять инструмент и школу — там мне предложили продолжить обучение по классу виолончели. Сама я упорно сопротивлялась, но благодаря маме, все-таки, меня уговорили. Закончив десятилетку и музыкальное училище, я поступила в Петрозаводскую государственную консерваторию к Марку Флидерману, так как хотела учиться именно у него. Вскоре мой педагог уехал работать в Испанию, а я решила вернуться в Москву и продолжить обучение в Академии имени Маймонида. Институт в то время базировался как раз в театре «Ленком». В этот период Марк Захаров начинал ставить спектакль «Безумный день, или женитьба Фигаро», и некоторые студенты были задействованы в этой постановке. Вскоре понадобилась виолончель, и меня пригласили участвовать в другом спектакле Марка Анатольевича «Королевские игры». Он и стал моим первым спектаклем, а я начала свой путь в этом легендарном театре.

Знаю, что Вы работаете в «Ленкоме Марка Захарова» более 30 лет - были участником и свидетелем рождения самых ярких его постановок. А теперь успешно возглавляете вместе с Арменом Погосяном музыкальную часть этого исторического театра. Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе.
В коллективе театра «Ленком Марка Захарова» я работаю более тридцати лет, в том числе пять лет в качестве заместителя руководителя музыкальной части. Для меня театр - это моя семья, мой дом. Люди, с которыми я работаю - это мои близкие, поэтому и руководить легко. Естественно, последние годы огромный пласт моей деятельности также заключается и в работе с документацией. Но самым большим удовольствием для меня остается репетиционный процесс и работа над новыми постановками. С начала этого года в «Ленкоме Марка Захарова» новый художественный руководитель - Владимир Николаевич Панков. Невероятно талантливый и музыкальный человек. Все его спектакли пронизаны музыкой. Работать с таким мастером - огромное счастье.

Вам довелось работать с легендарным режиссером - Марком Анатольевичем Захаровым. Поделитесь Вашими воспоминаниями о работе с ним, возможно, об атмосфере на репетициях и в целом о театре той эпохи.
Постановки Марка Захарова в «Ленкоме» всегда были связаны с музыкой. В спектаклях были задействованы разные инструменты. Было очень много лирических, сольных тем, особенно в последних работах Захарова. Он очень тонко чувствовал все грани, выстраивал симбиоз драматургии с помощью музыкального ряда, который мы - музыканты воплощали. Он был очень чуток по отношению к нюансам - добивался исполнения музыки от максимального fortissimo до проникновенного pianissimo. Быть свидетелем такой работы было безумно интересно. Мы старались всё это впитать, понимая, какое огромное счастье находиться рядом с таким мастером.
Помню, как во время работы над спектаклем «Пер Гюнт» Марк Анатольевич попросил каждого из музыкантов сыграть финальную тему, и, когда очередь дошла до меня, он сказал: «Вот Вас мы и оставим, так как инструмент хороший». Из особо дорогих воспоминаний - у меня сохранилась программка, подписанная лично Марком Анатольевичем, на которой он написал: «Счастье - приобрести такого музыканта и человека».
В эти годы в театре работали невероятно одаренные люди. Одним из них был знаменитый художник, сценограф и просто прекрасный человек Олег Шейнцис. Помню, как однажды он определил моё местоположение в спектакле, сказав: «Давайте посадим её на сцену. Ну, просто потому, что это красиво».

Расскажите, пожалуйста, о спектаклях, в которых задействованы музыканты-инструменталисты. И о тех постановках, в которых участвуете Вы.
Началом моего пути стал спектакль «Королевские игры». Это был ответственный этап, так как после академической подготовки нужно было научиться аккомпанировать непоющим актерам. Было и определенное волнение перед сценой. Но с опытом пришло умение импровизировать, что, кстати, сейчас от каждого артиста ожидает наш новый художественный руководитель - Владимир Николаевич Панков. Затем были спектакли: «Мистификация», «Варвар и Еретик», «Плач палача», «Шут Балакирев», «Пер Гюнт», «Фальстаф», «Небесные странники», «День опричника», «Вальпургиева ночь», «Женитьба», «Безумный день, или женитьба Фигаро». Из новых постановок - «Гамлет».
Понимаю, что Вы прежде всего, талантливый музыкант. А сейчас Вы также являетесь руководителем, что, наверняка, требует от человека искусства особых качеств. Как удается так успешно совмещать творческую и административную работу? В чём секрет?
Думаю, секрета здесь нет. Я всегда стараюсь находить общий язык с теми, с кем работаю. Понимаю потребности музыкантов, так как являюсь им сама. Помогают такие качества, как коммуникабельность и исполнительность, но самое главное - я всегда переживаю за каждого своего коллегу. Хочется, чтобы музыка и музыканты были неотъемлемой частью театра и новых постановок.

Есть замечательные слова Ильи Эренбурга: «Есть в музыке огромное преимущество: она может, не упоминая ни о чём, сказать всё». Думаю, многие с этим согласятся. Можете посоветовать читателям «Royals Magazine» Ваших любимых композиторов? Какая музыка Вас вдохновляет?
Для меня это прежде всего Иоганн Себастьян Бах. А ещё, знаете, меня всегда вдохновляла и заряжала эстрадная симфоническая музыка. Мне кажется, она приносит особую радость людям, создаёт атмосферу. Очень люблю Поля Мориа, Эдуарда Артемьева, Дейва Брубека. Так что в музыке мне интересны все стили. С удовольствием слушаю и джаз, и рок. Из виолончелистов, конечно же, очень люблю Мстислава Ростроповича и Мишу Майского.
Анжелика, большое спасибо за интервью! Желаем Вам дальнейших творческих успехов!

