Открылась выставка Фахронисы Зейд

Главная » Новости » Открылась выставка Фахронисы Зейд

19 октября в выставочном зале  музея Deutsche Bank KunstHalle в Берлине открылась выставка турецкой художницы (1901 — 5 сентября 1991) Фахрониcы Зейд, которая продлится по 25 марта 2018 года включительно. В своё время художница была замужем за принцем Зейдом бин Хусейном, братом короля Иордании Фейсала I.

DeutscheBankKunstHalle демонстрирует полную ретроспективу её творчества третью и презентацию, полученную в результате сотрудничества между KunstHalle и TateModern в Лондоне. Фахрониса Зейд была новаторской художницей, наиболее известной своими крупными красочными полотнами, шириной более пяти метров, которые раскрывают ее уникальное видение и отличительный абстрактный стиль.

Эта крупная выставка объединяет картины, рисунки и скульптуры, охватывающие более 40 лет - от экспрессионистских работ, сделанных в Стамбуле в начале 1940-х годов, до захватывающих абстрактных полотен, выставленных в Лондоне, Париже и Нью-Йорке в 1950-х и 1960-х годах, заканчивая ее возвращением к портрету позже в жизни. Празднование ее выдающейся карьеры, выставка представляет Зейд как важную фигуру в международной истории абстрактного искусства. Зейд была одной из первых женщин, получивших официальное образование в качестве художника в Стамбуле, продолжая учебу в Париже в конце 1920-х годов. Шоу начинается с ее прорывного момента в начале 1940-х годов, когда она выступала за экспериментальные подходы к живописи и стала выступать с авангардной группой в Турции.

Работы ранней части карьеры Зейда демонстрируют ее близость и отклонения от международных художественных движений, смешивая европейские живописные традиции с восточными темами. В 1946 году Зейд и ее муж, принц Зейд аль-Хусейн из королевской семьи Хашимитов, перебрались в Великобританию, где он был назначен послом Ирака. Разделив свое время между Лондоном и Парижем, выставки Зейда были хорошо восприняты как критиками, так и художниками, укрепляя ее позицию как одной из великих женщин-художников, работающих в послевоенный период. Основные картины из ее 1954 года на выставке ICA в Лондоне на этой выставке, такие как MyHell 1951 и TheOctopusofTriton 1953, представляющие художника в разгар ее карьеры, а также сложный диапазон влияний и жизненных переживаний, которые она пережила.

Когда в 1958 году в результате военного переворота в Ираке, когда в Ираке была уничтожена королевская семья Хашимитов, Фахриниса и ее муж были вынуждены покинуть посольство и свою студию в Лондоне. В ответ на переворот, и, возможно, в знак признания ее собственной смертности, Зейд вернулся к фигуративной живописи. За последние 20 лет своей карьеры она нарисовала портреты своих друзей и семьи с преувеличенными чертами, целью которых является захват «духа» няни. Художник также начал экспериментировать с картиной на куриных костях индейки и курицы, которую позже она наполнила в полиэфирных смоляных панелях, вызывающих воспоминания о витражных стеклах. Зейд умерла в 1991 году, в возрасте 89 лет, в Аммане, Иордания, выставлялся по всей Европе, США и Ближний Восток. Она оставила замечательное визуальное наследие своей необыкновенной жизни, а также значительный вклад в глобальную историю модернизма.

Выставку курирует Керрин Гринберг, куратор (международное искусство) и Вассилис Ойкономопулос, помощник куратора, Тейт Модерн. Выставка сопровождается полностью иллюстрированным каталогом от TatePublishing. Он доступен в ArtShopKunstHalle со вставкой на немецком языке. В галерее находится программа переговоров и мероприятий. После премьеры в TateModern этим летом и презентации в DeutscheBankKunstHalle в Берлине выставка будет представлена ​​в Музее Сурсок в Бейруте в апреле 2018 года.

О художнице по материалам Википедии

Фахрониса Зейд (араб. الأميرة فخر النساء زيد‎) или Фахр эль-Нисса (1901 — 5 сентября 1991) — турецкая художница, в работах которой абстракционизм и другие западные влияния сочетались с элементами исламского и византийского искусства. Она использовала такие различные техники, как масляная живопись, акварель и гуашь, изготавливала литографии, гравюры, коллажи и витражи.

Она вышла замуж за представителя хашимитской королевской династии Ирака и стала матерью принца Раада , текущего претендента на иракский престол.

Фахрониса родилась на острове Бююкада, самом большом из Принцевых островов, входящих в состав Стамбула, в именитой османской семье. Её отец, Мехмет Шакир-паша, был дипломатом, бригадиром, фотографом и историком, и приходился братом видному военачальнику Джеват-паше. Её мать, Саре Исмет-ханым, была уроженкой Крита, и в её роду было много выдающихся каллиграфов. Брат Фахронисы, Джеват Шакир Кабаачлы, стал известным в Турции писателем под псевдонимом «Рыбак из Галикарнаса», а сестра, Алие Бергер— художницей и гравёром. Фахрониса приходилась тётей художнице-керамистке Фюрейе Кораль и художнику Джему Кабаачу.

Мать Фахронисы придавала большое значение образованию детей. Они изучали английский, французский, арабский и персидский языки, брали уроки рисования и игры на фортепиано, а также читали Коран Фахрониса впервые начала рисовать в четырехлетнем возрасте, а уже в 12 лет рисовала портреты матери и других членов семьи маслом на шелковых тканях.

Фахрониса Зейд была одной из первых женщин, закончивших стамбульскую Академию изящных искусств, где она училась у известного турецкого художника Намыка Исмаила. В середине 1920-х годов Фахрониса посетила Италию, Испанию и Францию, где обучалась в Академии Рансона в классе Роже Бисьера. В 1930-х годах она много путешествовала по Европе, подолгу проживая в крупных европейских столицах — Берлине, Лондоне, Париже.

В 1920 году Фахрониса вышла замуж за писателя Иззета Мелиха Деврима, известного сотрудничеством с авангардным литературным журналом «Сокровище знания» (тур. Servet-i Fünun). В этом браке у неё появилось два ребёнка — Нежат Деврим, ставший художником, и Ширин Деврим, ставшая театральной актрисой. В 1934 году Фахрониса вышла замуж за принца Зейда бин Хуссейна, иракского посла в Анкаре и брата короля Фейсала I. В 1936 году у них родился сын, принц Раад.

В 1942 году Фахрониса Зейд присоединилась к «Группе Д» — объединению художников, стремившихся сочетать элементы национального турецкого искусства с современными западными влияниями, и стала участвовать в их выставках. Первая персональная выставка Фахронисы состоялась в 1944 году в стамбульском районе Мачка (сейчас входит в состав района Бешикташ), за ней последовали выставки в Лондоне и Париже. Творчество Фахронисы Зейд приобрело широкую международную известность после выставки, прошедшей в 1950 году в нью-йоркской галерее «Хьюго». Всего состоялось почти 50 выставок Зейд в США, Европе и на Ближнем Востоке

В 1970 году умер муж Фахронисы, а в 1975 она переехала в Амман, где жил её сын Раад. Там она преподавала в Королевском художественном институте и основала Академию изящных искусств имени Фахронисы Зейд. Художница умерла 5 сентября 1991 года и была похоронена в Королевском мавзолее, находящемся во дворце Рагдан в Аммане.

Творчество

В раннем творчестве Зейд, особенно в портретах и сценах интерьера, заметно влияние французского искусства. Во время учёбы во Франции художница изучала и пробовала импрессионистские техники. С 1940-х годов её работы становятся всё более абстрактными, в них появляется влияние фовизма, экспрессионизма и Парижской школы. В 1970-х годах, после смерти мужа, Фахрониса отходит от абстракционизма, впервые с детства делая серию портретов членов семьи и близких друзей. На вопросы о причинах возвращения к портретной живописи Зейд отвечала:

«На мой взгляд, она также является абстрактной. Между ними нет разницы. Я не рисую лицо человека, я пытаюсь отразить его внутренний мир, а внутренний мир абстрактен».

Портреты этого периода, по мнению критиков, не имеют никакой основы в рамках западного искусства, а наследуют скорее традиции византийских икон и фаюмских портретов. В середине 1980-х годов, незадолго до смерти, Зейд увлеклась изготовлением витражей.

Критики отмечали великолепие и блеск её картин, богатство и роскошь цветов, особенно проявившиеся в мозаиках 1950-х годов. Турецкий арт-критик Зейнеп Яса Яман выделяет среди тематических компонентов творчества Зейд такие, как природа, география, история, ностальгия и идентичность, а среди стилистических элементов обращает внимание на её страсть к цвету, любовь к деталям, внимание к поверхностям, текстурам и размещению объектов на плоскости.

Фахрониса Зейд «Распад атома и растительная жизнь» («Break of the Atom and Vegetal Life») (1962) Картина, установившая в октябре 2013 года рекорд цены на произведение ближневосточного художника.

Большинство критиков связывает творчество Зейд с исламской культурой. Так, Андре Моруа считал, что её искусство происходит из исламской эстетики и османской культуры. С другой стороны, такие критики как Бюлент Эджевит и Джемиль Эрен. утверждают, что её картины несут отпечаток римской, византийской и христианской культуры. В свою очередь, Шарль Этьен, Дени Шевалье, Кит Саттон  и Талат Саит Халман, полагают, что, поскольку в личности Зейд соединялись элементы исламской и европейской культуры, её искусство невозможно классифицировать однозначно. Сама Зейд неоднократно отмечала в интервью, что никогда не считала своё творчество продуктом исключительно турецкой традиции. По мнению Зейнепа Ясы Ямана, эти слова Фахронисы выражают её желание быть свободной от границ «национального искусства» и открытой для любых влияний.

Существуют и негативные отзывы о творчестве Зейд. Так, журналист и искусствовед Ник Форрест заявлял, что её значение и влияние сильно преувеличено, а работы пользуются популярностью исключительно из-за королевского статуса их создательницы.

Положение на арт-рынке

В октябре 2013 года картина Зейд «Распад атома и растительная жизнь» была продана на аукционе Christie's в Дубае за 2,741 миллиона долларов США, что установило рекорд цены на произведение ближневосточного художника. Таким образом, Фахрониса стала самой высокооплачиваемой художницей Ближнего Востока. Интересно, что предыдущий рекорд также принадлежал Зейд: в 2010 году её картина была продана за 1 миллион долларов США.

Средняя стоимость картины Зейд оценивается в 100-500 тысяч долларов США

 

Информация и фото предоставлены Baron Henri Estramant
Фото © Deutsche Bank KunstHalle 
Photo: Andre Herder